Главные выводы 2020 (Оставлю это здесь)

Не то чтобы это некие «открытия», нет, это скорее то, о чем я действительно рассуждала в этом году, особенно в период его завершения:)

Главные выводы 2020, изображение №1

1. Можно неожиданно найти себя в разных проявлениях и ролях (даже, на первый взгляд, неодобряемых социумом) и обнаружить, что нет ничего страшного в том, что ты не соответствуешь чьим-то ожиданиям, если то или иной проявление полностью соответствует твоему внутреннему состоянию в данный момент. Ну, это к вопросу о том, что нет, в сущности, «плохого» и «хорошего», есть только то, что является сейчас тобой, а что нет. Если ты играешь в кого-то – предаешь себя, если ведешь себя соответственно собственному внутреннему состоянию – нередко предаешь ожидания других. Вопрос приоритетов, но мне зачастую важна я сама.

2. Когда происходит что-то «плохое», как правило, сложно осознать, что это начало чего-то нового и более совершенного. Когда случается что-то, что на первый взгляд относится к категории «плохих обстоятельств», трудно избежать проявлений жалости к себе, автоматических реакций, изобилующих негативными переживаниями, эмоциями. Только все это привычка непрерывно интерпретировать происходящий опыт, а правда зачастую в том, что мы не можем видеть всю картину целиком сразу: нужно немного пронаблюдать за развитием событий, чтобы понять, к чему это все произошло и как дальше разворачивается ситуация. А потом важно подумать: не близко ли то, что сейчас происходит к тому, чего мне, по сути, и хотелось? Любая перестройка опыта, образа жизни и обстоятельств, каких-то устоявшихся систем подразумевает разрушение прежнего порядка, а затем выстраивание нового, т.е. процесс переживания некой утраты на пути к новому и более совершенному – неизбежность.

3. Вред и польза интерпретаций в отношении других людей. Мои собственные интерпретации поступков, действий, слов других людей в мой адрес могут приводить меня саму в глубочайшее заблуждение. Можно так запутаться в собственных интерпретациях, что прийти к весьма неутешительными выводам, в то время как на деле эти интерпретации могут не иметь ничего общего с реальной ситуацией и реальным отношением ко мне того или иного человека. Однако же интерпретации мне нужны для того, чтобы в ситуации дефицита информации (например, понимания того, как на самом деле относится ко мне человек) находить для себя необходимые объяснения, восполнять имеющиеся пробелы, а также защищать свою психику от травматичного опыта. Например, если человек поступил «плохо», чтобы мне не уйти в депрессию по поводу этого и в рассуждения о том, что «вероятно я сама плохая, раз ко мне так отнеслись», мне нужны интерпретации, которые позволяют мне сделать выводы о том, что это сам человек «недостаточно хорош» (поступил безнравственно, малодушно, обесценил отношения и пр.). Все это, в сути своей тот самый «механизм жалости к себе», который конечно же, деструктивный, но все же за неимением других инструментов и средств (например, возможности прямо прояснить ситуацию, открыто и откровенно поговорить, что позволит понять истинную мотивацию человека, его ценности, которыми он руководствуется, принять его позицию) позволяет на этапе острого переживания «несправедливости жизни» хоть как то удержаться от того, чтоб совсем не поехать и не бахнуться в депрессию. Обычно это используется на самом первом этапе, при этом забавно за всем этим наблюдать, когда ты уже понимаешь что это лишь защитный механизм, даешь возможность произойти всем этим оценкам и переживаниям, понимая при этом, что можешь ничего не знать о реальном положении вещей и о том, что испытывал/испытывает другой человек.

4. Нет никакого достоверного способа узнать и понять, что на самом деле происходит. Это о том, что возможности в познании мира и в том числе в понимании других людей у каждого из нас навсегда ограничены. По сути, в этом мире есть только ты со своим восприятием и весь остальной мир, который ты пропускаешь через призму своего восприятия. Нет объективности, все лишь совокупность субъективностей. К чему пытаться претендовать в чем либо на истинность в последней инстанции? Как мы собираем информацию об окружающем мире? Благодаря органам чувств, в основном, которые, как известно, у каждого тоже могут функционировать по-разному, соответственно и мир будет получаться разный. Как мы собираем информацию о том, что происходит в мире наших отношений с другими людьми? Путем разговоров, наблюдений за поступками и действиями, реакциями человека. Но при этом:

1) никогда нет гарантии в том, что нам говорят правду (есть лишь надежда на это — доверие);

2) поступки и действия человека не являются объективным отражением его отношения (например, кто-то может осыпать подарками, не вкладываясь в это душевно, просто делать это потому что это наиболее доступно или использовать это как инструмент манипуляции, но преподносить это достаточно красиво, по всем канонам), тут как бы надежда лишь на интуитивное понимание (имеющее полностью субъективную природу);

3) реакции и эмоциональные проявления могут быть связаны в большей степени не столько с отношением к человеку, в адрес которого они проявляются, сколько с врожденными свойствами нервной системы (проявления импульсивности, порывистости, вербальной агрессии могут быть не связаны с личным отношением к людям, это скорее отношение к раздражителям внешней среды, реакции, которые очень сложно контролировать в момент, когда они происходят).

5. Можно познавать только свой собственный внутренний мир через взаимодействие с другими. Да, ведь делая вывод из всего вышесказанного, я не могу достоверно познать другого, полностью прочувствовать его опыт, ценности, переживания, я могу лишь познавать себя через опыт взаимодействия с другим. И тут важный момент: чувствую ли я с тем или иным человеком себя собой, или все время ощущаю в процессе взаимодействия что от меня ждут (или даже требуют) чтобы я была кем-то определенным. Обиды, замечания, жалобы и прочие подобные проявления в отношениях свидетельствуют о том, что от меня хотят какой то другой роли, словно я «еще недостаточно постаралась» чтобы у нас все было хорошо и полное взаимопонимание. Но я не готова платить такую цену за благополучность отношений. Взаимопонимание либо есть, либо его нет, либо есть, но в исключительных обстоятельствах взаимодействия. Я умею адаптироваться, поэтому попробую поискать наилучшие условия и обстоятельства, в которых на мой взгляд можно было бы достичь оптимального и продуктивного уровня взаимодействия, но если не получится, я просто предпочту откланяться и больше не морочить голову себе этим опытом. Любые отношения, в которых я не могу быть собой теряют свой смысл и соответственно, ценность.

6. Избитые истины могут пониматься по-новому и более глубже, чем когда-либо ранее. Возможно, это связано с более глубоким погружением в философскую канву жизни вместе с возможностью вовремя вынырнуть из этой глубины и посмотреть на происходящее с поверхности. Соотнесение как минимум двух взглядов на одну и ту же ситуацию, дают новое понимание и видение, но две точки обзора как правило всегда присутствовали в моем восприятии реальности, а вот попытки открыть в каждой ситуации как можно больше возможных потенциальных вариантов (то есть учет не только крайних точек зрения, но и огромное множество промежуточных вариантов) действительно позволяет увидеть новый смысл в известных истинах, которые понимались ранее более упрощенно, вызывая реакцию «а, ну это то понятно, это всем известно». Это снова вопрос о субъективности мира и отказе от описаний того что происходит с точки зрения «объективности».

Дарья Адрианова
24 ноя 2020
Редактировать

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Друзьям

Жизнь в нулевой точке

Помощь Источника